Какие товары можно и какие нельзя возвращать продавцам

Ежедневно мы принимаем множество покупательских решений. Можно ли что-то исправить, уже отойдя от кассы? К примеру, вернуть разонравившийся товар? На чьей стороне закон?

Позолоти ручку
…Мой ремонт набирал денежные обороты. Через пару часов мне должны были привезти и установить новые входные двери. Предупредили, что если я не хочу навеки остаться замурованной в квартире, на дверь необходимо купить ручку.
В близлежащем магазине нужная ручка стоила как небольшой космический корабль. Пришлось все же ее купить. Но, каково же было мое удивление, когда заехав еще в одну торговую точку, я вдруг не без удивления увидела сестру-близнеца моей «золотой» ручки. Но стоила она меньше в разы. Вместе с продавцом мы пытались найти хотя бы одно отличие. Оно не находилось. Даже производитель был тот же. С хитрым намерением просвещенного потребителя сдать «золотую» фурнитуру назад, зная, что могу это сделать по правилам «без объяснения причин возврата в течение 14 дней с момента приобретения товара», с радостью купила еще одну, дешевую дверную ручку.
- Без проблем! – сказала продавец «золотой» фурнитуры, забрав назад свою ручку в своей коробочке. – Мы вам позвоним, сейчас у нас в кассе такой суммы нет.
И вправду она вскоре перезвонила, невежливо сообщив, чтобы ручку свою я забирала, поскольку деньги мне не вернут. И посоветовала не спорить.
Я огорчилась, но не послушалась. В Обществе потребителей Московской области юрист быстро составил судебный иск, в котором мне особенно понравилась строка о возмещении морального ущерба ввиду (дальше цитата) «непереносимых моральных страданий», что нанесли мне работники торговли.
Иск возымел действие - мне вновь позвонила из магазина та самая продавщица. Просила забрать из суда мои бумажки, обещая не только вернуть деньги за товар, но уже и потраченные мной средства на исковое заявление в суд. И даже сулила небольшой бонус «за страдания». Я согласилась. Эта личная обывательская история оказалась со счастливым концом. Но так бывает далеко не всегда.

Лампочка раздора
В Обществе потребителей Московской области мне сказали, что наши граждане свои потребительские права в целом защищают неплохо. А чего не знают – им здесь разъяснят и помогут.
Вот свежий люберецкий пример. Гражданка М. приобрела у ИП Жеребенкова Ю.Б. энергосберегающую лампочку стоимостью 118 рублей. Лампочка не подошла по размеру. В просьбе поменять товар покупательнице отказали. Та обратилась к мировому судье с иском о защите прав потребителя и взыскании морального вреда. В итоге с ответчика были взысканы: стоимость товара в размере 118 рублей, расходы по оплате юридических услуг в размере 12 537 рублей, моральный вред в размере 1000 рублей.
Не согласившись с решением, ответчик подал апелляционную жалобу на решение мирового судьи. Люберецкий городской суд Московской области поставил точку в рассмотрении спора. Решением суда апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения, решение мирового судьи без изменения. В пояснении апелляционной инстанции отмечается, что лампы накаливания входят в группу «Оборудование светотехническое и изделия электроустановочные». И в соответствии со ст. 25 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар.
Конечно, стартовая цена спорной лампочки в 118 рублей не идет ни в какое сравнение с финишными расходами продавца. Размер компенсации определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. При решении вопроса о возмещении морального вреда суд учел требование ст. 15 Закона, согласно которому моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения продавцом его прав, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.

Зловредная упаковка
В коридоре у подруги я запнулась об огромную коробку.
- Выбросить что ли некому? – спросила хозяев.
- Вдруг наше приобретение нам разонравится? Без коробки обратно не возьмут!
И случился у нас диспут. Хозяева злополучную коробку выбрасывать опасались. Я тыкала пальцем в строки закона: «А вы знаете, что и чек можно не предъявлять!»
…Бывает, что о правах потребителей не знают и сами торговцы. Знакомая продавщица обувного холдинга рассказывала, что недавно у них случилась переаттестация. На ней решил поприсутствовать хозяин.
На вопрос в экзаменационном билете, должен ли продавец взять обратно товар без коробки, молоденькая продавщица ответила утвердительно.
- А куда же я эти туфли без коробки дену? Вы еще скажите, что и без чека примите! – иронизировал предприниматель.
Экзаменуемая девушка кивнула в растерянности, а экзаменатор-менеджер стала шепотом разъяснять правила торговли своему начальнику. Девушка была права, а владелец обувного холдинга—нет.

Чулки и провода
Конечно, не все товары можно вернуть в магазин. Есть постановление правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 55 с перечнем непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других: размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации.
В этом перечне товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях, предметы личной гигиены, парфюмерно-косметические товары. (К слову, во Франции, что славится своим парфюмом, косметику и парфюмерию возвращать можно.)
Нельзя вернуть то, что было отрезано от большого куска – то есть текстильные товары. Это отрезы различных тканей, ленты, тесьмы, кружева. Это же относится к кабельной продукции, строительным и отделочным материалам, отпускаемым на метраж. Так что семь раз отмерь…
Не подлежат возврату белье, чулки-носки, столовые принадлежности и посуда. Товары бытовой химии, пестициды и агрохимикаты тоже возвращать нельзя. В этот перечень также входят бытовая мебель, изделия из драгоценных металлов, с камнями и без. Автомобили и мотовелотовары, прицепы и номерные агрегаты к ним. Мобильные средства малой механизации сельскохозяйственных работ, прогулочные суда и иные плавсредства бытового назначения.
А вот о невозможности возврата технически сложных товаров бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки, можно и поспорить. Представьте, подарили вам микроволновку. А у вас есть в наличии такая же, недавно купленная, обкатанная и горячо любимая. По закону принять назад подаренную не обязаны. Но некоторые крупные торговые сети, которые торгуют бытовой техникой и электроникой, все же часто такой товар принимают. Не хотят портить свой имидж. Значит, нельзя, но все-таки можно?

У меня зазвонил… телефон?
За последние 20 лет мобильный телефон из примитивного средства связи стал еще радиоприемником, музыкальным проигрывателем, фотоаппаратом, диктофоном, игровой приставкой… Сегодня мобильные телефоны могут быть сертифицированы и как «абонентская станция», и как «радиостанция носимая». Казалось бы, какая нам, потребителям, разница?
Разница есть. Бывает, продавцы обещают принять мобильник назад, если этот вас вдруг разочарует. Но если делается это только на словах, и никто свою подпись под таким обещанием ставить не спешит, вас ждет горькое разочарование.
В Обществе защиты прав потребителей Московской области подтвердили, что такие жалобы случаются. Согласно пункту 11 того же перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату, фигурируют «технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки: бытовая радиоэлектронная аппаратура, бытовая вычислительная и множительная техника, фото- и киноаппаратура; телефонные аппараты и факсимильная аппаратура» и т.д.
Если принять за данность, что «абонентская станция» и «радиостанция носимая» в списках не значатся, то, поясняют юристы, прямым образом мобильные телефоны в приведенный выше перечень вроде бы не попадают. Между тем весьма сомнительно, что в суде удастся доказать, что мобильный телефон не относится к телефонным аппаратам или бытовой радиоэлектронной аппаратуре.
В Обществе защиты потребителей Московской области считают, что закон в этом случае прописан мутно и двусмысленно. Сегодня обменять мобильный телефон надлежащего качества, если он просто не подошел, увы, не удастся. Так что тут права на ошибку у нас нет.
А вот если выяснится, что ваш телефон неисправен – это уже совсем другая история. Гарантийная.

Ольга Островских ostrovskih@oblnews.ru


Вернуться в раздел

ЕЩЕ БОЛЬШЕ ПОЛЕЗНОЙ ИНФОРМАЦИИ

 В НАШИХ АККАУНТАХ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:

ОПР в социальных сетяхстраница в ФейсбукеОПР в социальных сетях

НА НАШИХ САЙТАХ:

АИП ОСОКАинтернет издание ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЯПроект "Знак качества"