О правах общественных контролеров
Общественные организации потребителей имеют право проводить общественный контроль за соблюдение прав потребителей и правил торгового и бытового обслуживания, в соответствии со ст. 45 Закона «О защите прав потребителей».
Общественные контролеры имеют те же права, что и потребители (подробнее о том, что могут делать контролеры – ниже).
Общественные контролеры не имеют права штрафовать продавца (исполнителя).
- зафиксировать его итоги документально (в акте или ином документе);- проинформировать о выявленных нарушениях уполномоченные контрольно-надзорные органы (например, Роспотребнадзор);- подать исковое заявление в суд в защиту неопределенного круга потребителей.
Как правильно встретить и общаться с общественными контролерами
Будьте спокойны и корректны.
Попросите предъявить направление (предписание) о проведении общественного контроля в вашей организации, скопируйте его или попросите передать вам его копию, удостоверьтесь, что перед вами действительно общественные контролеры, фамилии которых включены в него, выясните цель (объем) общественного контроля (обычно указан в направлении).
Попросите предъявить копию устава общественной организации (она должна быть «сшитой» и заверенной - либо нотариально, либо подписью руководителя и ее печатью). В тексте устава найдите подтверждение того, что организация имеет право проводить общественный контроль (часто этот документ у контролеров отсутствует).
Проверьте удостоверения общественных контролеров, спишите их полные данные. Не редко их удостоверения бывают подделанными, а сами контролеры к организации, от имени которой они выступают, не имеют никакого отношения.
Проверьте (или скопируйте) направление (предписание) о проведении общественного контроля в вашей организации, которое предъявляют контролеры. В документе должен быть указан объем мероприятия, за рамки которого проверяющие не имеют права выходить.
Если общественные контролеры вам угрожают, грубят, шантажируют, старайтесь, что бы в этот момент вместе с вами были ваши сотрудники, имейте под рукой диктофон или записывайте всё происходящее на видеокамеру (камеру мобильного телефона). Ваша цель – иметь доказательства противоправных действий контролеров.
Что имеют право проверить общественные контролеры
Правильность оформления вывески.Наличие и правильность оформления ценников на товарах (прейскурант на услуги, меню).Лицензии (если деятельность подлежит лицензированию).Наличие и полноту информации для потребителей, вывешенной в удобном для обозрения месте (уголке потребителя).Находящийся в торговом зале товар на предмет наличия на нём достоверной и необходимой информации на русском языке (например, информации о дате изготовления, фасовки и упаковки, срок годности и. т.д. продовольственного товара).Сроки годности продуктов питания с целью недопущения продажи продуктов питания с истекшими сроками годности.Размещение товаров на полках магазина для недопущения соседства несовместимых товаров.Документы, подтверждающих соответствие товара установленным требованиям: сертификат/декларацию о соответствии; копию сертификата, заверенную держателем подлинника, нотариусом или органом по сертификации, товарно-сопроводительный документ, оформленный изготовителем или поставщиком и содержащий по каждому наименованию товара сведения о его соответствии установленным требованиям (предоставляется один из перечисленных документов).
Бухгалтерские и иные документы, относящиеся к финансово-хозяйственной деятельности предприятия.Наличие санитарно-эпидемиологических заключений и заключений пожарной инспекции.Правильность применения контрольно-кассовой техники.Трудовые договоры, медицинские книжки и документы об образовании работников.Наличие и порядок ведения журнала учета мероприятий по контролю.
Что общественные контролеры не имеют права делать
Требовать допустить их в места, не предназначенные для посещения обычными потребителями (служебные помещения).
Требовать возврата денежных средств за контрольную закупку - приобретение товара (оплаты услуги) общественным контролером, осуществляемая им под видом потребителя.
Поскольку термин «контрольная закупка» в законе «О защите прав потребителей» отсутствует, продавец (исполнитель)имеет право отказать контролерам в удовлетворении их требования о возврате денежных средств. Такое требование может быть заявлено контролерами только в суде.
Куда жаловаться на общественных контролеров
Если в действиях общественных контролеров вы усматривайте признаки шантажа, вымогательства, или превышения полномочий, предоставленных законом «О защите прав потребителей», выражающихся, в том числе, в незаконном исполнении функций государственных контрольно-надзорных органов, незамедлительно обращайтесь в полицию, пишите жалобу в ОВД, прокуратуру.
Что не надо делать ни при каких обстоятельствах
Платить общественным контролерам деньги, которые они пытаются у вас вымогать под видом штрафа или под иным благовидным предлогом.
За что можно поблагодарить общественных контролеров
Общественные контролеры – это, чаще всего, активные граждане, которым не безразлично, как нас обслуживают в магазинах, кафе, в химчистках и в иных местах. Они хорошо разбираются в действующих законодательных и нормативных актах и своими знаниями могут оказать неоценимую услугу продавцу (исполнителю), если этими знаниями правильно распорядиться.
Для этого не нужно входить в конфронтацию с общественниками, - прислушайтесь к ним, попросите, чтобы они письменно сформулировали все свои замечания по выявленным у вас нарушениям – и вы, фактически, получите бесплатную юридическую консультацию. Останется только исправить выявленные «ошибки» и ….. спать спокойно. Даже, если общественная организация, уведомит о выявленных нарушениях Роспотребнадзор или подаст иск в суд – вы всегда сможете сказать: «Все нарушения уже устранены».
Конечно, все описанное выше можно принять во внимание, если:
Вы имеете дело с «нормальной» общественной организацией и адекватными общественными контролерами, а не с потребительским экстремизмом, суть которого сводится к одному: заплатите нам и мы не будем составлять акт, жаловаться в контрольно-надзорные органы и т.п.
Согласитесь, цель их вовсе не «забота» о потребителях (какая уж тут забота, если они готовы закрыть глаза на имеющиеся у вас нарушения!).
С подобными «общественниками» нужно не церемониться и обращаться в правоохранительные органы.
Вы хотите вести бизнес честно, не обманывая своих соседей, родителей, детей и т.п.
Многие парируют – честно вести бизнес не возможно!
Не будем спорить, но и соглашаться не будем – те предприниматели, которые обращаются к нам, уже смогли убедиться в том, что можно вести бизнес и не нарушая Закон «о защите прав потребителей»!
ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ
Об общественном контроле и правах общественных организаций