Общественный контролер - что он может, а что нет, как себя с ним вести

Это нужно знать  

общественный контрольОбщественные организации потребителей имеют право проводить общественный контроль за соблюдение прав потребителей и правил торгового и бытового обслуживания, в соответствии со ст. 45 Закона «О защите прав потребителей».

Общественные контролеры имеют те же права, что и потребители (подробнее о том, что могут делать контролеры – ниже).

Общественные контролеры не имеют права штрафовать продавца (исполнителя).

 По результатам общественного контроля контролеры вправе:  

- зафиксировать его итоги документально (в акте или ином документе);
- проинформировать о выявленных нарушениях уполномоченные контрольно-надзорные органы (например, Роспотребнадзор);
- подать исковое заявление в суд в защиту неопределенного круга потребителей.

Как правильно встретить и общаться с общественными контролерами

 Будьте спокойны и корректны.

 Попросите предъявить направление (предписание) о проведении общественного контроля в вашей организации, скопируйте его или попросите передать вам его копию, удостоверьтесь, что перед вами действительно общественные контролеры, фамилии которых включены в него, выясните цель (объем) общественного контроля (обычно указан в направлении).

 Попросите предъявить копию устава общественной организации (она должна быть «сшитой» и заверенной - либо нотариально, либо подписью руководителя и ее печатью). В тексте устава найдите подтверждение того, что организация имеет право проводить общественный контроль (часто этот документ у контролеров отсутствует).

 Проверьте удостоверения общественных контролеров, спишите их полные данные. Не редко их удостоверения бывают подделанными, а сами контролеры к организации, от имени которой они выступают, не имеют никакого отношения.

 Проверьте (или скопируйте) направление (предписание) о проведении общественного контроля в вашей организации, которое предъявляют контролеры. В документе должен быть указан объем мероприятия, за рамки которого проверяющие не имеют права выходить.

 Если общественные контролеры вам угрожают, грубят, шантажируют, старайтесь, что бы в этот момент вместе с вами были ваши сотрудники, имейте под рукой диктофон или записывайте всё происходящее на видеокамеру (камеру мобильного телефона). Ваша цель – иметь доказательства противоправных действий контролеров.

Что имеют право проверить общественные контролеры

Правильность оформления вывески.
Наличие и правильность оформления ценников на товарах (прейскурант на услуги, меню).
Лицензии (если деятельность подлежит лицензированию).
Наличие и полноту информации для потребителей, вывешенной в удобном для обозрения месте (уголке потребителя).
Находящейся в торговом зале товар на предмет наличия на нём достоверной и необходимой информации на русском языке (например, информации о дате изготовления, фасовки и упаковки, срок годности и. т.д. продовольственного товара).
Сроки годности продуктов питания с целью недопущения продажи продуктов питания с истекшими сроками годности.
Размещение товаров на полках магазина для недопущения соседства несовместимых товаров.
Документы, подтверждающих соответствие товара установленным требованиям: сертификат/декларацию о соответствии; копию сертификата, заверенную держателем подлинника, нотариусом или органом по сертификации, товарно-сопроводительный документ, оформленный изготовителем или поставщиком и содержащий по каждому наименованию товара сведения о его соответствии установленным требованиям (предоставляется один из перечисленных документов).

Что не могут проверять общественные контролеры

Бухгалтерские и иные документы, относящиеся к финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Наличие санитарно-эпидемиологических заключений и заключений пожарной инспекции.
Правильность применения контрольно-кассовой техники.
Трудовые договоры, медицинские книжки и документы об образовании работников.
Наличие и порядок ведения журнала учета мероприятий по контролю.

Что общественные контролеры не имеют права делать 

Требовать допустить их в места, не предназначенные для посещения обычными потребителями (служебные помещения).
Требовать возврата денежных средств за контрольную закупку - приобретение товара (оплаты услуги) общественным контролером, осуществляемая им под видом потребителя. Поскольку термин «контрольная закупка» в законе «О защите прав потребителей» отсутствует, продавец (исполнитель)имеет право отказать контролерам в удовлетворении их требования о возврате денежных средств. Такое требование может быть заявлено контролерами только в суде.

Куда жаловаться на общественных контролеров

запрос, вопрос, заметка
Если в действиях общественных контролеров вы усматривайте признаки шантажа, вымогательства, или превышения полномочий, предоставленных законом «О защите прав потребителей», выражающихся, в том числе, в незаконном исполнении функций государственных контрольно-надзорных органов, незамедлительно обращайтесь в полицию, пишите жалобу в ОВД, прокуратуру.

Что не надо делать ни при каких обстоятельствах

Платить общественным контролерам деньги, которые они пытаются у вас вымогать под видом штрафа или под иным благовидным предлогом.

За что можно поблагодарить общественных контролеров

Общественные контролеры – это, чаще всего, активные граждане, которым не безразлично, как нас обслуживают в магазинах, кафе, в химчистках и в иных местах. Они хорошо разбираются в действующих законодательных и нормативных актах и своими знаниями могут оказать неоценимую услугу продавцу (исполнителю), если этими знаниями правильно распорядиться.

Для этого не нужно входить в конфронтацию с общественниками, - прислушайтесь к ним, попросите, чтобы они письменно сформулировали все свои замечания по выявленным у вас нарушениям – и вы, фактически, получите бесплатную юридическую консультацию. Останется только исправить выявленные «ошибки» и ….. спать спокойно. Даже, если общественная организация, уведомит о выявленных нарушениях Роспотребнадзор или подаст иск в суд – вы всегда сможете сказать: «Все нарушения уже устранены».

Конечно, все описанное выше можно принять во внимание, если:

вы имеете дело с «нормальной» общественной организацией и адекватными общественными контролерами, а не с потребительским экстремизмом, суть которого сводится к одному: заплатите нам и мы не будем составлять акт, жаловаться в контрольно-надзорные органы и т.п. Согласитесь, цель их вовсе не «забота» о потребителях (какая уж тут забота, если они готовы закрыть глаза на имеющиеся у вас нарушения!). С подобными «общественниками» нужно не церемониться и обращаться в правоохранительные органы;
вы хотите вести бизнес честно, не обманывая своих соседей, родителей, детей и т.п. Многие парируют – честно вести бизнес не возможно! Не будем спорить, но и соглашаться не будем – те предприниматели, которые обращаются к нам в Общество защиты прав потребителей Московской области, уже смогли убедиться в том, что можно вести бизнес, не нарушая Закон «о защите прав потребителей»! 

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ


Об общественном контроле и правах общественных организаций
  


Вернуться в раздел

ЕЩЕ БОЛЬШЕ ПОЛЕЗНОЙ ИНФОРМАЦИИ

 В НАШИХ АККАУНТАХ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:

ОПР в социальных сетяхстраница в ФейсбукеОПР в социальных сетях

НА НАШИХ САЙТАХ:

АИП ОСОКАинтернет издание ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЯПроект "Знак качества"